Село Ярань-Мучаш

Село  —  один  из  видов  сельских  населённых  пунктов,    таких  как  деревня,  хутор,  аул,  станица и др. До революции 1917 года село строго отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь,  поэтому оно являлось центром сельского прихода,  объединяющего несколько близлежащих деревень. Это напоминает центральную усадьбу в советских колхозах и совхозах. В настоящее время официальных отличий села от деревни не существует. С 1896 по 1932 годы в Ярань-Мучаше действовала церковь.

Из истории Ярань-Мучашской церкви

Из  книги  «Вятская  епархия.  Историко-географическое  статистическое описание».  Вятка, 1912. 4 благочиннический округ Яранского уезда. «19)  Село  Ярань-Мучачь  —  Покровская  церковь,  деревянная,  построена  в 1896 году; расстояние от г. Вятки в 220 в., от уездного города и от благ. в 28 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казённые; земли: под церковью  площадь 1 д. 120 с., усад. 2 д. 240 с., пах. и сен. 35 д. 1810 с., неудоб. 3 д. 1920 с., под кладбище 1 д., руги соб. на весь причт до 25 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: прав. рус. 820 м.п., 885 ж.п., крещ. черемис 185 м.п., 198 ж.п., старообр. 7 м.п., 9 ж.п., приход состоит из 8 селений, расстоянием 1–6 вер.Село расположено в низменности при истоке реки Яранки, в безлесной местности. В приходе два начальных одноклассных министерских училища — одно в селе, другое в поч. Шура в 4 в.  Прихожане занимаются исключительно обработкой земли. Мед. пункт в с. Салабеляк в 11 вер. Волостное правление Малощегловское в 20 вер., Сердежское в 15 вер. и Тожсолинское в 25 вер. Парох. пристань Кукарская в 80 вер., ст. ж.д. в г. Котельнич в 157 вер.  Село стоит на просёлке».Некоторое время священником села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии  служил  Стрельников  Николай  Александрович,  родной  брат  новомученика Марийского — протоиерея Сергея Александровича Стрельникова, который с января 1916 года работал в Оршанке (протоиерей Сергей Стрельников в 2005 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских). Николай Александрович родился в 1877 году в селе Шулка. Был также священником церкви с. Салобеляк. В сентябре 1935 года его арестовали, но за недоказанностью обвинения из-под стражи был освобождён. Супругой  Н.А.Стрельникова  была  Вера  Александровна  Увицкая  1882  года рождения. Родители В.А.Увицкой — отец (протоиерей) Александр Сергеевич Увицкий (получив образование, сначала работал учителем, а в 1899 году благодаря полученному ордену Святого равноапостольного князя Владимира четвёртой степени получил право на дворянство) и матушка Ольга Ивановна. В семье было пять детей, Вера — третья.  Дед В.А.Увицкой — Сергей Фёдорович Увицкий — известный священник  Уржумского  уезда  Вятской  губернии.  Вера  Александровна  является выпускницей  Вятского  епархиального  женского  училища  1899  года  и  училась  в одном классе с Верой Николаевной Увицкой (1881 г.р.), Серафимой Увицкой и др.Ярань-Мучашский приход состоял из 8 поселений, расстоянием 4–6 версты:
село Ярань-Мучаш, деревни Кушово, Мочалово (Сушинцы), Березники, Клюжево
(Толмань), Турма, Шудомарино, Шура.

Из воспоминаний жителей деревни
Иван Иванович Блинов (1927–2003):
— Самые крупные праздники, которые отмечали у нас в приходе: 21 мая — Иванов день, 14 октября — Покров день, 14 января — Старый Новый год. Самым массовым праздником был Иванов день. Жители всего прихода приходили на яраньмучашское кладбище. Наша церковь снизу была каменной, два метра — кирпичная кладка, сверху — деревянная надстройка. В начале октября 1932 года, около 16 часов, церковь сгорела. Истопник церкви Потап поднял на колокольню ведро горячей золы…

Зоя Ивановна Ятманова (1919–2007):
— Нашу церковь хотели перевезти в Большую Шимшургу под школу. Наши мужики зароптали: чем так,  лучше сжечь… Потап в ларь высыпал горячий уголь… Ценные вещи и многие иконы предусмотрительно вынесли. После пожара оставшиеся иконы увезли в Никулятскую церковь. Часть икон осталась у предприимчивых яраньмучашцев.

Евдокия Савельевна Новосёлова (1886 г.р., прожила 103 года):
— До 1917 года и в первые годы после революции в селе ежегодно проводили большой базар (по марийски — Покро пазар),  на который съезжались люди со всего прихода и даже с соседних округов (Салобеляк, Пектубаево, Никулята). После того, как сгорела церковь, люди перестали собираться, Ярань-Мучашский базар канул в историю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий